Отследить груз

Введите номер декларации


Сегодня - день рождения автомобиля

Автомобиль Карла БенцаАвтомобиль Карла БенцаАвтомобиль Карла БенцаАвтомобиль Карла БенцаАвтомобиль Карла БенцаАвтомобиль Карла Бенца

120 годов назад Карл Бенц получил патент, на самом деле, превративший его в изобретателя первого авто.

Подсчитано, что на эти лавры могли бы претендовать ещё четыре сотки разумов.

Что гласить, если даже юристы запутались: в 80-х годах XIX века, не ведая о действиях друг дружку, два патентных поверенных выдали очень идентичные патенты и Карлу Бенцу, и Готтлибу Даймлеру (ещё ранее Бенца команда Даймлера удачно поставила бензиновый двигатель на двухколесный велик). Эти патенты не помешали изобретателю Джорджу Селдену (George Selden) запатентовать конструкцию автомобиля в США в 1895 году и длительное время брать роялти с американских автопромышленников, хотя действующую конструкцию автомобиля Селден сумел представить исключительно в 1911 году. Но самую большую опасность для лавров Бенца представляют собой упорные французы. Они говорят, что в 1884 году мсье Эдуар Деламар-Дебутвилль (Edouard Delamare-Deboutteville) выстроил свой самодвижущийся экипаж, проехался на нем и получил на него патент № 160267 от 12 февраля 1884 г. Пока весь мир честно готовился к торжествам по случаю столетия автомобиля, намеченного на 1986 год, Париж организовал свое сепаратное «столетие» на два года ранее, в 1984 г. Что до техники, не осчастливленной патентами, то налицо целая очередь из мастеров всех племен.

Приятно сознавать, что одну из английских энциклопедий древних авто открывает иллюстрация экипажа Ивана Кулибина, ещё в XVIII веке предложившего решение конструкции, поразительно напоминающее авто Бенца, но, как досадно бы это не звучало, без его мотора.

При этом же тогда человек с фамилией, напоминающей звук дождика, бьющего по кровле? Биография Карла Фридриха Бенца затерта до дыр.

Родился 26 ноября 1844 года в Ладенбурге. Поначалу Высшая политехническая школа в Карлсруэ, потом работа фотографом, часовщиком и механиком. В 70-х гг. он взялся за разработку движков внутреннего сгорания, намереваясь сделать собственное дело. Как досадно бы это не звучало, предложенная им конструкция мотора оказалась уже патентованной, но Бенц, славившийся своим упрямством, не уступил. В 1885 г. он, поставив двуколку на велосипедные колеса, добавил третье колесо, скооперировал ее с бензиновым двигателем и получил трехколесный экипаж с одноцилиндровым четырехтактным движком, выдававшим около 0,8 л. с. и разгонявшим машину максимум до 15 км/ч.

29 января 1886 года изобретатель получил для собственного Motorwagen Германский императорский патент за номером 37435 на «экипаж с газовым мотором».

По легенде, соседская лошадка, в первый раз лицезрев творение Бенца на улице, в страхе понесла (возможно, животное подсознательно ощущало, что сулило его племени это волшебство).

Исключительно в 1893 году Бенц развернул серийный выпуск собственного улучшенного экипажа, нареченного Victoria (сейчас его движок развивал мощность в 3 л. с.), и длительно держался испытанной конструкции с движком сзади. Упрямство Бенца привело к потере части рынка легковых авто. Молвят, что его отпрыск и партнеры уверяли мастера, что нужно перебегать к привлекательной французской сборке, позднее ставшей традиционной, – все заметнее становилось, что из-за вида «Бенцев» мучается экспорт. Конкретно по этому пути пошел Даймлер, Бенц же оставался непоколебим. В 1899 г. Бенц перебежал на Vis-a-Vis (имя отразило конструкцию – пассажиры и шофер посиживали напротив друг дружку), а в 1903 г. снизошел до мотора впереди на модели Parsifal. Зато на рынке грузовиков Бенц опять выступил пионером, первым поставив в серию грузовики с дизельным движком (модель представлена в 1924 г. на автомобильном салоне в Амстердаме). Скончался Карл Бенц 4 апреля 1929 году, а его компания, как понятно, в 1926 г. слилась с Daimler.

Естественно, вопиюще, что Бенц не погиб в бедности и забвении, как положено солидному первооткрывателю, а заработал имя, средства и степень знатного доктора от родной alma mater.

Но, если бросить это обидное недоразумение в стороне, в пользу прав Бенца гласит то, что он был одним первых, кто сознательно, шаг за шагом, вызвал к жизни автопром, и его «автород» не прервался, а расцвел. С 27 лет он пробовал сделать и запатентовать собственный движок, а к созданию первого автомобиля он подошел с готовой компанией, заточенной под автопром, – Benz & Company Reinische Gasmotorenfabrik. Что все-таки до рождения автомобиля, то, как и в случае с хоть каким сложным изобретением, это, быстрее, не «точка», а процесс с ролью сотен создателей и лавкой «запасных игроков» – изобретателей, припасенных эволюцией на случай чего. Захворай Бенц гриппом либо урони спичку в бензобак – авто бы продвинул кто-то другой. Но посчастливилось почему-либо Бенцу.

По материалам www.gazeta.ru (Александр Андриевский)

Похожие статьи

Error: No articles to display