Локомотивщик. Тот, кто перевозит грузы
Как показывает исторический опыт, есть отрасли народного хозяйства, которые даже в суровые годы экономических и политических потрясений избегают коллапса. Россия — не уютная крохотная Бельгия: с нашими гигантскими расстояниями и особенностями менталитета автобаны еще очень нескоро возьмут на себя основной поток перевозок, а потому массовые сокращения железнодорожным работникам не грозят.
Железная дорога — целый самобытный мир или, если хотите, государство в государстве. Здесь дело находится сотням тысяч представителей самых разных специальностей. Традиционно в этой среде служащих делят на три основные цеховые касты-категории: локомотивщики, движенцы и путейцы. И если в авиации главными людьми считаются пилоты, а на флоте — судоводители, то железную дорогу, конечно же, олицетворяют машинисты.
Господин механик
Локомотивщик, осуществляющий грузоперевозки по России, должен уметь виртуозно втащить почти километровый состав в горку или мастерски втиснуть его на ограниченный путь сортировочной станции. А думаете, так просто вовремя прекратить движение электрички, чтобы головная кабина встала точно около знака «Остановка первого вагона»? Пригородный поезд весит под 1000 т — это вам не легковушка в 800 кг!
Кроме того, данная профессия связана с высокой ответственностью. Конечно, машинисты регулярно отрабатывают на тренажерах свои действия во внештатных ситуациях, повышают квалификацию на специальных курсах, но все равно в любой момент надо быть готовым принять мгновенное решение (например, применить экстренное торможение при обнаружении впереди автомобиля, внезапно выехавшего на переезд), ведь за спиной — пассажиры или сотни тонн ценного, а подчас и опасного груза. Правда, благодаря оснащению поездов новейшими системами безопасности риск проскочить запрещающий сигнал семафора или внезапно потерять контроль над машиной сведен к минимуму. И все-таки пресловутый человеческий фактор по-прежнему является причиной большинства чрезвычайных происшествий на железной дороге, поэтому перед каждым рейсом членов локомотивных бригад осматривают врачи, периодически тестируют психологи.
Штабная работа
Регулирующие функции возложены на диспетчерский центр: например, всеми перемещениями поездов на Московской железной дороге распоряжаются сотрудники столичного подразделения Единого дорожного центра управления перевозками (ЕДЦУП). Обязанности диспетчера сродни работе дежурного по станции, вот только зона ответственности у него гораздо масштабнее. Такой специалист единолично руководит движением многих поездов: сверяясь с графиками и показаниями на огромных мониторах, он успевает за несколько минут отдать десятки команд машинистам, чьи локомотивы находятся за сотни километров от него, выслушать доклады начальников станций.