Железнодорожные вокзалы России: особенности архитектуры
С самого начала, как только на Руси появились железнодорожные вокзалы, главной их целью было не только отправлять и принимать поезда – они стали воротами города.
XIX век
Конечно же, основную роль при строительстве всегда играло популярное в тот или иной период времени архитектурное направление. Во второй половине XIX-начале XX века преобладали три стилистических направления: эклектика, неорусский стиль и рационализм. Возьмём, к примеру, Ярославский вокзал Москвы. Основным течением в строительстве в тот период (начало XX века) был модерн, в котором выделился неорусский стиль – в этом строении объединились в единое целое разнообразные по масштабам и формам постройки, башенки и «теремная кровля», преподнеся в итоге здание довольно причудливой формы. Когда возводился железнодорожный вокзал Казани в России доминировал стиль эклектика, и это явно отражается на строении вокзала: красный кирпич, богатый декор, архитектурный ордер (колонны, пилястры, обрамляющие окна и двери, антаблементы). И хотя здание вокзала полностью сгорело в 1992 году, однако вскоре оно было полностью восстановлено. То же самое можно сказать ещё о многих вокзалах России.
XX век
С 30-х годов до середины XX века превалирует сталинский ампир – это заметно, например, по зданию вокзала Смоленска. Синтез архитектуры, живописи и скульптуры, барельефы на тему регалий власти и геральдических композиций, сочетание классики и символических мотивов – всё это отразилось на сооружении Смоленского вокзала.
Следующий период, середина-конец XX века в основном не отличался ничем примечательным – вокзалы, построенные в эти годы, превратились в обычные транспортные узлы, без образной специфики как, например, Московский жд вокзал в Н. Новгороде (подробнее).
Настоящее время
В конце XX-начале XXI века стало заметно возрождение архитектуры железнодорожных вокзалов, предпосылки к модернизации. Сегодня при разработке проектов новых зданий вокзалов, так же, как и почти два века назад, учитываются новейшие технологии, экологические, транспортные и социально-экономические требования времени, и, конечно же, принимается во внимание общая архитектура города и окружающих непосредственно вокзал строений. Одной из основных проблем при этом становится проблема взаимодействия современной архитектуры с исторической частью города. В архитектуре вокзалов, построенных в последние десятилетия, заметно две тенденции: при первой авторы проектов придерживаются исторических архитектурных стилей (здание вокзала Красноярска – красивое строение с площадью, выложенной брусчаткой, фонтаном и фонарями), при второй – возводятся новые, современные сооружения (жд вокзал в Самаре (читать) – построенный в суперсовременном стиле хай-тек, прекрасно вписался в городскую среду и занял достойное место на сувенирах).
Итак, как мы видим, железнодорожные вокзалы, как правило, всегда были не просто общественно-транспортными узлами – их по праву можно назвать настоящими архитектурными воротами города.
ЖД вокзал в Гданьске, Польша. Камеры хранения, Макдональдс и… Дефибриллятор
Так сказать проведем собрание русскоязычного населения в Труймясте. Новые знакомства, общение и обсуждение насущных проблем прилагаются).