Промышленный транспорт.
Промышленный транспорт является составной частью производства. Его роль – технологические внутрипроизводственные перемещения продуктов труда. Также он осуществляет связь между магистральным транспортом и предприятием – доставляет сырье и вывозит готовую продукцию.
Таким образом, промышленный транспорт, являясь звеном общей транспортной системы, одновременно осуществляет внутренние подвозки предприятия.
Основные виды промышленного транспорта – автомобильный, железнодорожный, конвейерный. Существуют и специальные виды – пневматический, гидравлический, канатно-подвесной, пневмоконтейнерный и т. д.
Все разновидности транспорта, плотно взаимодействуя между собой в производстве и внешних подвозках, составляют единый транспортный комплекс. Очень важна роль организации перевозок и техническая готовность транспортных средств.
Промышленный транспорт выполняет перевозки внутри цеха, между цехами, между цехом и складом, подвозки к магистральному виду транспорта.
Грузоперевозки (тут) промышленным транспортом осуществляются на короткие расстояния. На выбор вида транспорта влияет техническое оснащение пунктов перевалки, степень автоматизации и механизации погрузочно-разгрузочных работ. Параметры выбранного транспортного средства должны отвечать его лучшим условиям грузоперевозки и эксплуатации. В экономических расчетах используются все транспортные издержки. Применение специализированного транспорта в угольной и химической промышленности, черной и цветной металлургии, производстве стройматериалов, намного эффективнее, чем использование основных транспортных средств.
На предприятиях машиностроения, черной металлургии и особенно в добывающих отраслях очень популярным является непрерывный промышленный транспорт. Это конвейеры, трубопроводы, канатные дороги. Они успешно заменяют железную дорогу не только внутри предприятия, но иногда и во время внешних транспортировок.
Железнодорожные грузоперевозки, осуществляемые подъездными и внутризаводскими линиями, по объему значительно выше магистральных перевозок. Железнодорожный транспорт оказывает большое влияние на районную планировку, расположение и компоновку производственных комплексов.
Автомобильный промышленный транспорт выполняет технологические производственные грузоперевозки на дорогах предприятия и не выходит на автомобильные пути общего пользования. Карьерные и внутризаводские дороги – это часть технологической схемы. Они имеют специфические условия эксплуатации и конструктивные особенности.
Карьерные дороги могут иметь прямой, спиральный или петлевой съезд для работы самосвалов грузоподъемностью до 240 тонн. В то же время для внутрицеховой заводской деятельности может применяться малогабаритный автомобильный промышленный транспорт. Это моторные тележки, тягачи с прицепами, погрузчики, электрокары.
Последнее время расширился арсенал внутрипроизводственного автомобильного транспорта – появились шлаковозы для жидкого шлака, слябовозы для горячих заготовок и слябов, троллейвозы для карьерных работ.
Автомобильный промышленный транспорт может принадлежать производственному предприятию или самостоятельной автотранспортной фирме.
Промышленный транспорт на ЗАЭС
Промышленный транспорт является неотъемлемой частью производства. Внутренние технологические перевозки, а также ввоз на территорию Запорожской АЭС тяжеловесных грузов и ядерного топлива осуществляется с помощью железнодорожного транспорта.