Организация международных перевозок
В связи с ростом международной торговли возрастает значение международных перевозок. Причем больше половины мирового объема грузооборота приходится на международные перевозки по морю. Среди них выделяют линейное судоходство, осуществляемое по расписанию, в соответствии с коносаментом (документ, которым перевозчик удостоверяет, что принял груз и берет на себя обязательства по его доставке), и трамповое, которое осуществляется без расписания, согласно фрахту (договору о найме судна, который именуется чартером). Судоходные линии могут быть регулярными и срочными, а также односторонними (обслуживаются суднами одной страны), совместными (обслуживаются суднами нескольких стран) и конференциальными (обслуживаются судоходными предприятиями-членами объединений, конференций).
Грузы в различной упаковке перевозятся судами для генеральных грузов, а грузы, упакованные в контейнеры – контейнеровозами. Для перевозки наливных грузов, например, нефти, используют танкеры. Около четверти общего грузооборота приходится на железнодорожные перевозки, в Европе их осуществление регулируется соглашением «Котиф». На авиаперевозки приходится около одной десятой объема международных грузоперевозок. Они регулируются рядом конвенций, важнейшей из которых является Варшавско-Гаагская, определяющая ответственность авиаперевозчика за повреждение или утрату груза.
Значительна также роль в осуществлении международных перевозок автомобильного грузового транспорта. Чаще всего для этих целей используются грузовые автомобили с кузовом типа фургон. Фургоны для перевозки скоропортящихся грузов оборудуют холодильными установками. Если от пункта отправления до пункта назначения груз нельзя доставить одним видом транспорта (в одном из пунктов нет аэропорта, или он удален от моря и т. п.), используются мультимодальные перевозки с применением различных видов транспорта. Партии груза небольшого веса объединяются с грузами других заказчиков.