Расколотое небо
Два «Фиата» снова и снова нападали на старый гражданский «Вулти». Два других сначала кружили поодаль, а затем подключились к своим коллегам, видимо, удивленные живучестью этой «калоши». Наконец, пассажирский самолет, которому и отбиваться-то было нечем, - задымил. Нельзя же считать серьезной защитой обычный пехотный пулемет, наспех установленный в кабине. Но «Вулти» упорно не желал рушиться, а летчик тянул машину к плоскогорью, показавшемуся за скалистыми пиками. Хотя давно мог бы вслед за остальным экипажем выпрыгнуть с парашютом. И таки «притер» ее «на брюхо». Появившаяся пара республиканских «И-16» сразу атаковала «Фиаты», один из итальянцев был сбит, остальные ушли в облака.
Эвакуаторы лезли через горы три дня. Из разбитого фюзеляжа извлекли вместе с телом пилота и спасенный им груз – обыкновенную почту. Спустя еще неделю на другом самолете (тоже гражданском) эти письма и посылки были доставлены в Париж, а оттуда – по всему миру. Родные и друзья бойцов интербригад и других иностранцев, помогавших Испанской республике, наконец, узнали, что они живы. А также – где находятся и чем (примерно) занимаются.
Описанный эпизод перевозки экспресс почты случился в 1937 году, во время гражданской войны в Испании. Как ни удивительно, среди этой кровавой схватки непримиримых врагов - почтовые службы продолжали работать по всей стране. Причем – в обе стороны. Немецкие почтовые «Юнкерсы» летали не только в Сарагосу (главную ставку мятежников), но и в Мадрид. Один из них тоже был сбит, уже республиканцами. По ошибке, а не намеренно. Ведь в это же самое время точно такие же «Юнкерсы», с опознавательными знаками авиации генерала Франко, - бомбили испанские города.
Стоили ли те письма и посылки жизни того испанского летчика? А другие – жизней тех немецких почтовых пилотов? Они, летчики, - сами дали ответ на этот вопрос. Люди, которые их отправляли, уезжали из дома в неизвестность, часто даже не сказав близким – куда и зачем едут. Официально ведь сначала никаких иностранцев в Испании не было, ни на одной из сторон фронта.
Для республиканцев с какого-то момента экспресс доставка, служба доставки – стали практически одним и тем же. Французы то открывали, то закрывали границу с республикой, авиация франкистов постепенно захватывала господство в воздухе, итальянский флот блокировал порты. В таких условиях оставались два относительно надежных и безопасных способа перевозки особо важных грузов – на подводных лодках и самолетами, по нескольким защищенным истребителями «коридорам». Так была доставлена партия авиационных моторов, которая помогла ВВС республики сохранять боеспособность в последние полгода войны.
«Да, были времена…». Сегодня никто не стреляет по почтовым самолетам и поездам. Но остаются – климат, погода, расстояния… Россия только на экране монитора – маленькая. Посмотреть можно, например, зайдя на flippost.com. А люди везде живут. Даже за Полярным кругом. Не говоря уже про Дальний Восток и Камчатку. И им регулярно доставляют почту, если судить по карт-схеме отделений, размещенной на этом сайте. Как и чего это стоит – знают только «почтальоны». Но, видимо, результат - оправдывает ожидания.