Что ждет транспортную отрасль в 2014 году
Авторитетные аналитики сегодня избегают давать оценку экономического состояния России, тем более аккуратны в прогнозировании ближайших и отсроченных событий в основных российских промышленных отраслях. Одной из таких трудных тем является транспорт России. Рассуждая о перспективах отечественного транспортно-логистического сектора, будем опираться на отчеты 2012-2013 гг./
В два года, предшествовавших 2014-му, шел постоянный, хотя и не очень большой прирост транспортных перевозок. Общее увеличение грузооборота и перевозок в коммерческом сегменте составило 2,5-4,3% по сравнению с 2011 годом. Стоимость услуг в транспортной промышленности в 2013 году, напротив, несколько упала, если сопоставлять с данными 2012 года. Но тем не менее и здесь цифра 2013 года весьма внушительна - более 2,2 трлн. рублей или 75,5 млрд. долларов (по курсу 29,4 руб./долл.).
2013 год, как видим, имел тревожную тенденцию падения стоимости транспортных перевозок. 2014 год тем более дает основания для беспокойства. В прогнозе Министерства экономического развития на 2014-2015 гг. в качестве главной причины ухудшения ситуации в транспортной отрасли выдвигается общий кризис мировой промышленности. Действительно, мир сегодня переживает экономический застой и возможностей для прорыва пока нет. Однако и спад мировой экономики специалисты не предсказывают, скорее, стояние на месте.
Что касается других ведущих сфер промышленного производства в России, то они не радуют. Добывающая промышленность, станкостроение и другие обеспечат рост не более 1-2%, и это еще в лучшем случае. Такой привычной поддержки, как постоянно растущая стоимость нефти, российская экономика в 2014 году тоже не получит.
Специфика транспортной промышленности в России - она занимает весьма значительный объем (до 20%) в доходах и ВВП России. Так, усредненный аналогичный показатель транспортного оборота в мировой экономике - 11%. Чем более развита экономика, тем меньше доля перевозок в национальном доходе.
Правительство РФ уже объявило, что в 2014 году нет возможности усилить рост транспортного сектора за счет государственных денежных вливаний, так что транспортники будут должны рассчитывать на себя. Инвестиции пойдут на более перспективные или нуждающиеся в помощи отрасли. Задача логистов транспортного сегмента - разработать более совершенные схемы использования имеющихся транспортных ресурсов.