Железнодорожные перевозки в открытом подвижном составе
Перевозить грузы по железной дороге можно и в контейнерах, и в грузовых вагонах, но и при помощи открытого подвижного состава (платформы, полувагоны). Согласно перечню грузов Единой тарифно-статистической номенклатуры (АЕТСНГ), в подобном подвижном составе перевозятся грузы, которые не помещаются в контейнеры, вагоны и другие виды (по массе и размерам). Помимо этого, в открытом подвижном составе перевозят груз, который не требует защиты от погодных условий. Не следует перевозить грузы, у которых тара, упаковка могут повредиться под воздействием осадков.
Помимо этого, нельзя перевозить грузы, которые могут повредить железнодорожные пути, вагоны, а также создать аварийные ситуации. Грузоотправитель выбирает род и вид подвижного состава. Все зависит от способа выгрузки, вида и свойств. Существуют специально разработанные технические условия размещения и крепления грузов в открытых подвижных составах, утвержденные МПС России. Упаковка груза, который перевозится в открытых подвижных составах, также должна соответствовать техническим требованиям, стандартам и условиям. Ни в коем случае не разрешается перевозить грузы в легкогорючих упаковках, укрывать грузы легковоспламеняющими покрытиями.
Существуют особые правила перевозки опасных грузов по железной дороге. Автотракторную технику перевозят в открытых передвижных составах, соблюдая Правила перевозок автотракторной техники железнодорожным транспортом. Черные и цветные металлы, лом и сплав перевозятся в открытых подвижных составах только после специальной обработки (противопожарной, радиоактивной). Такой груз помещается в специальные пакеты в спрессованном виде (от 300 кг), либо помещается в специализированные контейнеры. Перед тем, как загрузить грузы в мелких фракциях, отправитель грузов должен твердо знать, что не будет никаких потерь, повреждений, загрязнений железнодорожных путей и окружающей среды.
Необходимо проверить исправность платформы или полувагона, чтобы не было конструктивных зазоров. Помимо этого, нужно принять дополнительные меры по защите грузов. Не следует осуществлять погрузку грузов в открытые подвижные составы выше уровня, предусмотренного соответствующими нормами и правилами («с шапкой»). Соответствующие нормы и правила должны разрабатываться индивидуально. Грузоотправитель согласовывает с перевозчиком специальную инструкцию. Норма погруженного груза должна быть утверждена. Исключением могут быть: сортовые или рядовые угли, брикеты, которые предназначены для сортировочных установок обогатительных фабрик.